Тьма и свет. Процесс их интеграции и духовное развитие

Очень часто люди смешивают понятия тьмы, зла и хаоса, или путают свет, добро и порядок. Конечно, это довольно философские понятия, о которых можно много говорить и спорить. В этом посте я хочу определить свое мнение относительно смысла тьмы и света. В следующих постах я планирую осветить понятия добра и зла, поряка и хаоса.

Свет и тьма

Тут все относительно просто. Свет — это проявленная Вселенная, а тьма — это непроявленное. Свет олицетворяет собой личное и коллективное сознание, день, осознанные мысли и желания, тьма являет собой бессознательное как личное, так и коллективное, ночь, бессознательные страхи, желания, вытесненные эмоции и мысли.

Но это 2 стороны одной медали. Нельзя назвать свет хорошим, а тьму плохой. Это две части единого целого! Как женское и мужское, как день и ночь, сознание и энергия, инь и янь!  И единственная причина, по которой люди в большинстве своем боятся тьмы — это страх перед всем непонятным,  непознанным, это безотчетный страх заглянуть в лицо своим бессознательным страхам.

Духовное развитие

Но дело в том, что во тьме хранится огромное количество энергии. И любому, кто желает так или иначе развиваться духовно предстоит путешествие во тьму как минимум собственного бессознательного для того, чтобы разблокировать вытесненную и спрятанную там энергию, вытащить на свет спрятанные там сокровища.

Главное, что нужно понимать — это то, что полноценное духовное развитие предполагает работу как на стороне света, так и на стороне тьмы. Использование как сознания, так и бессознательного. А конечная цель духовного развития — это объединение света и тьмы, именно об этом говорят все духовные учения с разной степенью зашифрованности знаний. Именно об этом говорят йоги, упоминая священный союз Шивы и Шакти, именно это имеется ввиду в алхимической философии под алхимической свадьбой. Конечная цель — осветить все темные участки светом сознания, то есть расширить сознание настолько, чтобы полностью интегрировать бессознательное. Только вытащив и проработав весь материал из личного бессознательного, человек начинает осознавать (не знать умом, а именно чувствовать и осознавать всем своим существом), что все в этой вселенной есть любовь. Это и называется просветлением, выходом из дуальности.

Но многие люди понимают под духовным развитием и стремлением к свету совсем другое, от этого превратного понимания возникают опасные перекосы на духовном пути.

Перекос в сторону света

Большинство понимают духовное развитие и стремление к свету, как уход от тьмы. Когда человек просто открещивается от всех темных проявлений, он запирает на замок границу между сознанием и бессознательным. Такой человек старается вытеснить во тьму бессознательного все свои негативные проявления, избегает этого.Одновременно он теряет огромное количество энергии, заблокированной в бессознательном, а также огромное количество жемчужин творческой мысли, которые оттуда можно вытащить. Это я считаю суррогатной духовностью. Такие люди сбегают от своей темной половины в монастыри, секты, шизотерику, ашрамы или просто в свои представления. Они считают, что достигают таким образом духовных высот, но у большинства из них рано или поздно начинает рвать крышу от вытесненного материала бессознательного.

Такие люди делают очень серьезную ошибку в самом начале пути. Они не хотят принять себя такими, какие они есть. Не хотят принять свои негативные проявления, заталкивают их в бессознательное, его закрывают на замок и сбегают в ту атмосферу, где эти их проявления попросту не будут провоцироваться. Но это не выход. Это лишь побег от проблем, попытка прикрыть газеткой неприглядные стороны. Когда такие люди возвращаются в социум, они понимают, что проблемы и их тараканы никуда не делись и снова бегут в свои секты и монастыри, где комфортно, вкусно и где их все любят. Только вот, зачастую их и там начинают мучить «демоны».

В религиях это часто приписывают каким-то внешним силам…их искушают демоны, совращают инкубы и суккубы. Но это лишь отговорки. В большинстве случаев это их личные «демоны», это просто прорывает границу бессознательного и оттуда начинает неконтролируемо переть вытесненный материал. А так как подсознание мыслит образами и символами, именно в образах и пытается показать человеку его собственные страхи и эмоции. Сначала это происходит во снах и в пограничном состоянии между сном и бодрствованием. Но если человек старается не обращать на это внимания, с удвоенной силой автоматически читает свои молитвы и поет мантры, то потом границу начинает прорывать в во время бодрствования. И тогда человек может сойти с ума или стать невротиком.

В целом же перекос в сторону света приводит к религиозному фанатизму или, начиная свой путь в эзотерику, человек через какое-то время становится шизотериком, помешанным на свете, который в его случае оказывается не более чем суррогатным светом лампочки в тюремной камере его собственных представлений.

Перекос во тьму

Но есть также и другая опасность. А именно заблудиться во тьме. Когда человек отчаянно ныряет в бессознательное, когда он без устали начинает копаться в личном, а то и в коллективном бессознательном, у него появляется опасность заблудиться в туннелях Сета. Тьма затягивает, это я когда-то испытала на себе. Человек подсаживается на энергии, скрытые Там, за гранью. Ему требуется все больше и больше. И он ходит во тьму уже не для того, чтобы вытаскивать на Свет ее содержимое и пользоваться этими энергиями в проявленной Вселенной. Он становится своего рода наркоманом и ходит туда лишь для того, чтобы побыть в тех энергиях, подпитаться. И возвращается каждый раз все более неохотно.

Люди, заигрывающие с тьмой ищут все более изощренные способы проникать за завесу и оставаться там подольше. В ход идут наркотики, сомнительные дыхательные и экстатические практики, которые такой человек повторяет слишком часто, пока не сходит с ума или не умирает. Как та крыса, которая жала на педальку, чтобы получать разряд тока в свой центр удовольствия, пока не умерла от истощения.

Чаще всего заигрываются во тьму те, кто ищут силы, знания и творческого вдохновения. Там действительно можно все это получить, главное вовремя вынырнуть. А это получается не у всех. Начинающие оккультисты, философски настроенные молодые люди с тонкой душевной организацией и неустойчивой психикой, поэты и художники — именно эти категории людей подвергаются наибольшей опасности. Но бывает, что и опытные оккультисты к концу жизни скатываются и тонут в темных глубинах. Именно таким примером лично я считаю историю Алистера Кроули. Поэтому прежде чем всецело доверять какому-то учению или книгам того или иного автора, пожалуйста, изучите его биографию. Посмотрите как он жил и как умер. Каков был итог его жизни. И подумайте, а оно вам надо?? Хотите ли вы повторить судьбу этого человека? Ведь следуя по его стопам, повторяя чей-то путь есть большая вероятность прийти к сходному по сути финалу.

Интеграция тьмы и света

Яйцо АссаджиолиНо как же происходит процесс интеграции тьмы и света и что именно нужно делать?

Здесь я могу дать лишь общую схему и смысл. По сути большая часть моих постов посвящена именно этой теме.

Общий смысл заключается в том, что нам надо расширить сознательную область настолько, чтобы она охватила все бессознательное, как подсознание, так и сверхсознание. (см. схему психики) И тогда произойдет осознание своего Высшего Я, которое и является частицей Абсолюта в нас. Подробное описание предложенной схемы читайте в этой статье. Это объединение эго и Высшего Я и есть просветление, конечная цель индивидуации, алхимическая свадьба, союз Шивы и Шакти в йоге.

Есть огромное количество способов, как это можно сделать. Каждое духовное учение, каждая оккультная школа или орден предлагает свои методики. Надо понимать,что мир меняется и некоторые системы уже не актуальны в наше время. Кроме того, надо учитывать и местоположение, ритм жизни. Например многие техники, доступные для развития на востоке, под присмотром гуру, в условиях тихой, размеренной жизни, совершенно не пригодны в условиях жизни современного западного человека. Например некоторые системы йоги подразумевают многочасовые медитации, жесткие аскезы и просто не могут быть осуществлены в рамках жизни западного человека. К тому же нужно учитывать и ментальность. Мало кто из западных людей согласиться тратить много десятилетий, а то и не одну жизнь на достижение довольно призрачных результатов в духовном развитии. Поэтому для западных людей существуют более быстрые, но и зачастую более рискованные методы западного оккультизма, церемониальной магии и каббалы. Поэтому, как бы ни пытались внедрить восточную духовность западным людям, из нее здесь получается в большинстве случаев лишь уютная для шизотериков и всякого рода фанатиков гавань для успокоения эго и создания иллюзии духовного развития. Хотя лично я знаю несколько исключений, проверенных и действительно работающих в нужном направлении.

Многие же оккультные ордена и школы, практикующие в лоне западной традиции скатываются в другую крайность. Вместо слащавой суррогатной духовности, она слишком сильно погружают своих неподготовленных адептов в бездны бессознательного, забывая их вовремя оттуда вытаскивать.

Путь духовного развития похож на прогулку по лезвию бритвы, где в каждый момент времени нужно балансировать между тьмой и светом. Чем глубже ныряешь во Тьму, тем дольше потом надо делать перерыв и пребывать в свете, интегрируя содержание бессознательного. Это главное, что нужно запомнить.

А общая схема пути развития выглядит примерно так:

  1. Узнать себя. Сначала мы должны познакомиться с собой. С тем собой, которыми мы являемся на данный момент. Для этого хорошо написать свою биографию, вести дневник, записывать свои мысли, эмоции и предпочтения. Также для этой цели подходит психоанализ, различные психологические тесты, очень полезным может быть определение своего соционического типа. Кроме того на этом этапе мы начинаем знакомиться со своим бессознательным. Нужно начинать знакомиться со своими скрытыми эмоциями и мотивациями, записывать и исследовать свои сны.
  2. Принять себя. Этот важный шаг состоит в том, чтобы принять себя таким, какой вы есть. Со всеми своими недостатками. Потому что только лишь приняв себя целиком можно начать путь перемен.
  3. Определение своего Атманического Идеала. Прежде чем проникать в подсознание и работать с собственным мусором, лучше бы проникнуть в сверхсознание и познакомиться со своим Высшим Я. То есть наметить цель, чтобы было куда стремиться. Этот маяк будет служить своего рода путеводной звездой в Вашей жизни. Про то, как это сделать, я написала целую статью, с которой я вам рекомендую ознакомиться. Но вот если понять свой идеал никак не получается, то можно переходить к следующему пункту и начинать работать с тем, что мешает. Возможно, что именно подсознательные программы мешают Вам почувствовать свое Высшее Я.
  4. Устранение препятствий. Когда мы определились с целью, можно начинать избавляться от всего, что мешает на пути. Все свои страхи, обиды, ограничивающие убеждения, неуверенность в себе и т.п. Корни всего этого мусора находятся в низшем бессознательном и это тормозит продвижение по пути. Работать можно по-разному. Лично я бы порекомендовала йога-нидру для домашнего применения, техники работы с субличностями, методы квантовой психологии, психосинтеза и активного воображения. Для проникновения в глубокие слои бессознательного и поиска корней в детстве и в прошлых жизнях отлично подходит регрессивный гипноз. Перечисленные техники лично проверены мной и работают. Но есть и множество других техник, как психологических, так и энергетических.
  5. Движение в сторону Атманического Идеала. Хотя формально движение к Высшему Я начинается в предыдущем пункте, ведь устранение препятствия уже приближает нас к цели. Но фактическое движение начинается когда человек начинает нарабатывать недостающие качества. Какие главные качества Вашего Атманического Идеала? У кого-то это прежде всего мудрость и сила, у кого-то милосердие и правдивость, у кого-то отвага и справедливость и т.д. Кроме главных есть еще и сопутствующие качества. Их развитие и есть смысл этой ступени. Как же происходит их развитие? Способов и тут много. Упростив, могу разделить все способы на 3 разновидности:

1. Путь религиозный, самый массовый. Сюда входят все традиционные религии, за исключением разве что буддизма и адвайты, а также к этому направлению могу отнести путь бхакти йоги. Это путь поклонения идеалу. Когда человек находит религиозный образ, который наиболее отзывается его Высшему Я. Например образец милосердия или мудрости. Чаще всего это образ какого-то Божества или Святого. И человек начинает поклоняться этому образу, стараясь приблизиться к нему. Искренно верующий и поклоняющийся всем своим существом человек действительно приближается к Идеальному образу, хоть и не понимает, что на самом деле это идеальный образ его самого. На этом пути есть опасность стать религиозным фанатиком и подменить движение к Идеалу фанатичным поклонением. Кроме того это самый медленный путь. Именно поэтому так мало людей достигли истинной святости следуя путем ортодоксальных религиозных течений.

2. Путь психологии, части эзотерических течений, многих школ восточной духовности и йоги. Этот путь предполагает пассивное соприкосновение с высшими архетипами психики через коллективное бессознательное. Чаще всего при помощи медитаций, активного воображения и подобных техник. На этом пути есть опасность заблудиться в лабиринтах бессознательного и забыть о направлении своего путешествия, а то и сойти с ума. Этот путь быстрее, чем предыдущий, но и более сложный, требующий больших затрат сил и нервов.

3. Путь магии, оккультизма и некоторых школ йоги. По большому счету этот путь использует навыки двух предыдущих в качестве инструментов. Вера и воображение здесь являются лишь помощниками. Основной задачей на этом пути является овладение техниками активного взаимодействия с высшими архетипами и высокими эгрегорами. В разных системах свои термины. Где-то они ближе к религиозному пониманию, где-то к психологическому, но суть одна. Это уже не одностороннее поклонение Богу и не пассивное созерцание архетипа, но активное взаимодействие с ним, умение задействовать и провести силы архетипа в проявленный мир. Магических путей много. Начиная от первобытных шаманов, до каббалиста и церемониального мага. Но нужно помнить, что это самый опасный путь и он доступен единицам! Здесь присутствуют опасности первых двух путей, а именно стать фанатиком и сойти с ума. Но главной, по моему мнению, опасностью является получить искомые силы раньше, чем будут проработаны негативные    стороны характера и эгоизм. Отсюда берутся жестокие мстительные черные маги, алчные адепты и оккультисты с  неимоверно завышенным чувством собственной важности.  Поэтому на путь магии и оккультизма можно вставать  только после того, как человек избавился от подсознательного мусора, четко осознал свой атманический идеал и по мере продвижения по этому пути надо всегда контролировать свои мотивации. Что и зачем Вы делаете. Это самый быстрый, но и самый опасный путь, который доступен единицам, которые уже наработали необходимые навыки и качества в прошлых жизнях.

Это лишь примерная схема пути развития. И, конечно, в реальной жизни все оказывается куда сложнее и запутаннее. Но имея карту, всегда легче понять, где человек находится и куда ему двигаться. Надеюсь, в этом посте я смогла добавить немного ясности и расширить Вашу личную карту духовного пути.

Успешного продвижения и счастливого пути!!

1 комментарий к Тьма и свет. Процесс их интеграции и духовное развитие

Написать ответ